При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 2:00:00 |
Совокупность взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих однородное жизненное пространство, называется:
Продуцентами являются:
У отца и сына наблюдается отсутствие потовых желез (наследственное рецессивное заболевание, сцепленное C X-хромосомой), a мать здорова. Укажите верное утверждение:
При недостатке какого водорастворимого витамина у человека снижается сопротивляемость инфекциям, наблюдается опухание десен, выпадение зубов?
В предложения, характеризующие особенности наследственности и изменчивости человека, вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова:
а — кариотип мальчика с синдромом Дауна — ...
б — на выявлении изменений в определенных участках ДНК основан ... метод.
Определите химический элемент живых организмов по описанию:
— макроэлемент;
— принимает участие в мышечном сокращении, регуляции свертывания крови;
— входит в состав эмали зубов.
На принадлежность человека к виду Человек разумный указывают(-ет):
Выберите отличительные признаки процессов опыления и оплодотворения таких цветковых растений, как валлиснерия (I) и душистый табак (II), а также признаки, общие для обоих растений (III):
а) опыляется насекомыми;
б) характерно самоопыление;
в) пыльца переносится водой;
г) цветки раскрываются в темное время суток;
д) зародыш в семени диплоидный;
е) плод развивается из околоплодника.
На рисунке изображен лист:
Для изучения процесса аккомодации человеку предложили рассматривать предмет, находящийся на расстоянии 70 см. Чтобы хрусталик глаза испытуемого изменил форму и стал более плоским, следующий используемый предмет можно расположить на расстоянии:
Укажите верное утверждение:
Расположите жабу серую (а), лягушку травяную (б) и тритона обыкновенного (в) в порядке, соответствующем увеличению площади дыхательной поверхности легких, исходя из условий их обитания в активный период жизни (летом):
Область функционального контакта нервных клеток между собой или с клетками иннервируемых органов и тканей называется:
В кариотипе диплоидного вида крыжовника 16 хромосом. Сколько хромосом и хроматид будет в соматической клетке во время метафазы митоза?
Подберите недостающее понятие, учитывая, что между понятиями каждой пары существует одинаковая логическая связь:
экзоцитоз — выделение ферментов железами желудка = диффузия — ?
Родословная иллюстрирует наследование одного из заболеваний. Определите тип наследования заболевания:
Укажите три верных утверждения:
1) явление фагоцитоза открыл И. И. Мечников
2) авторами клеточной теории являются Дж. Уотсон и Ф. Крик
3) хромосомную теорию наследственности разработал Т. Морган
4) основоположником научной микроскопии, открывшим одноклеточные организмы — инфузории, амебы, бактерии, является А. Левенгук
5) учение об основных направлениях эволюции и путях достижения биологического прогресса было разработано Ч. Дарвиным и дополнено его учеником К. Линнеем.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
Наименьшей основной единицей классификации, объединяющей бокоплава, собачьего клеща и тутового шелкопряда, является ... .
Ответ:
Соотнесите отделы пищеварительной системы человека с их характерными признаками:
1) толстая кишка
2) ротовая полость
а) происходит оценка вкусовых качеств пищи
б) открываются протоки трех пар крупных пищеварительных желез
в) диаметр около 6 см, имеются типичные вздутия
г) содержит бактериальную микрофлору, участвующую в частичном расщеплении целлюлозы
д) слизистая оболочка не образует ворсинок и практически не имеет пищеварительных желез, но вырабатывает много слизи
1) 1бвг; 2ад;
2) 1вгд; 2аб;
3) 1гд; 2абв;
4) 1абв; 2гд.
Ответ:
Выберите три верных утверждения:
1) в строме хлоропласта содержатся ДНК и рибосомы
2) вторичная перетяжка хромосомы делит ее на два плеча
3) центриоль является носителем наследственной информации
4) в состав гладкой эндоплазматической сети входит несколько диктиосом
5) молекулы фосфолипидов в плазмалемме ориентированы гидрофобными хвостами внутрь мембраны
6) метод рентгеноструктурного анализа позволяет определить пространственное расположение атомов в молекуле ДНК
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 135.
Ответ:
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) горох
2) люпин
3) полынь
4) ламинария
5) лиственница
6) мать-и-мачеха
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .
Ответ:
Экологическая пирамида охотничьего угодья имеет следующий вид:
Консументы второго порядка 1,2 · 102 кДж |
Консументы первого порядка |
Продуценты 4,6 · 104 кДж |
Используя данные пирамиды, определите, разрешение на отстрел скольких косуль (консументов первого порядка) можно выдать для восстановления экологического равновесия, если известно, что в теле одного консумента первого порядка сохраняется 200 кДж полученной энергии. Процесс трансформации энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом Р. Линдемана.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Установите, какой этап эмбрионального развития позвоночных животных соответствует каждому из предложенных процессов:
А) формирование скелета
Б) образование бластопора
B) формирование бластоцели
Г) образование нервной трубки
Д) формирование однослойного зародыша
1) дробление
2) гаструляция
3) гисто- и органогенез
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1... .
Ответ:
У удава окрас пятен на теле определяется двумя генами, один из которых локализован в аутосоме, а другой — в Z-хромосоме. Для появления коричневых пятен необходимо наличие доминантных аллелей обоих генов. Все остальные варианты генотипов приводят к развитию желтых пятен, в эксперименте скрестили чистые линии удавов: самку с коричневыми пятнами и рецессивного по обоим генам самца с желтыми пятнами. Затем гибриды скрестили между собой, при этом было получено 32 яйца. Рассчитайте, из скольких яиц вылупятся самки с желтыми пятнами, учитывая, что женский пол является гетерогаметным и расщепление соответствует теоретически ожидаемому.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Выберите три верных утверждения, относящихся к эпителиальной ткани в организме человека:
1) образует связки и хрящи;
2) выстилает ротовую полость;
3) относится к пограничным тканям;
4) входит в состав большинства желез;
5) хорошо развито межклеточное вещество;
6) представлена многоядерными клетками с заостренными концами.
Ответ:
Выберите три верных утверждения, касающихся тканей цветковых растений:
1) склеренхима обеспечивает транспирацию;
2) флоэма придает прочность различным частям растения;
3) камбий и перицикл относятся к образовательным тканям растений;
4) ксилема обеспечивает транспорт воды и растворенных в ней веществ;
5) эпидермис состоит из одного слоя живых, плотно прилегающих друг к другу клеток;
6) меристема состоит из мертвых клеток с равномерно утолщенными одревеснев
Ответ:
Участок одной цепи молекулы ДНК содержит 150 генов. Каждый ген включает промотор из 180 нуклеотидов, закодированную информацию о 225 аминокислотах, 2 участка, не несущие информацию о синтезе белка, по 71 нуклеотиду каждый и терминатор из 1 триплета. Рассчитайте, сколько секунд понадобится для репликации этого
участка цепи молекулы ДНК, если ДНК-полимераза движется со скоростью 500 нм в секунду, а линейная длина
одного нуклеотида равна 0,34 нм.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
При скрещивании дигибридной пестрой хохлатой курицы с таким же петухом было получено 32 потомка, среди которых 12 пестрых хохлатых цыплят, 6 — черных хохлатых, 2 — белых без хохла. Сколько пестрых цыплят без хохла было в потомстве, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
Ответ:
Ген, содержащий закодированную информацию о 660 аминокислотах, включает также промотор из 17 нуклеотидов и терминатор из 1 триплета. Рассчитайте, какую длину (нм) имеет этот ген, если длина одного нуклеотида равна 0,34 нм
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте. Например: 150.
Ответ:
В клетке коровы в конце синтетического (S) периода интерфазы содержится 60 хромосом. Сколько хроматид отходит к каждому полюсу клетки в анафазе мейоза II?
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Ответ:
Укажите параметры популяции дуба обыкновенного, при которых рекомендуется выборочная вырубка деревьев:
1) высокая плотность;
2) уменьшение емкости среды;
3) равномерное соотношение деревьев разных возрастных групп;
4) низкая численность паразитов и возбудителей заболеваний дуба;
5) случайное пространственное распределение деревьев на занимаемой территории.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 15.
Ответ:
В кариотипе льна обыкновенного в норме 30 хромосом. В результате мутагенеза получено пять мутантных форм с разным набором хромосом (А–Д). Для каждой из этих форм укажите вид мутации, в результате которой она образовалась:
А) 90
Б) 45
В) 29
Г) 31
Д) 60
1) инверсия
2) трисомия
3) моносомия
4) нуллисомия
5) полиплоидия
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В2Г5Д4.
Ответ:
Укажите, какому способу видообразования соответствует каждый из приведенных примеров:
A) образование подвидов морошки после разделения ареала из-за изменения русла реки
Б) образование в пределах общего ареала рас клевера ползучего с разными сроками цветения
B) появление близкородственных видов зайцев в результате пространственного разделения ареала исходного вида
Г) образование в пределах общего ареала подвидов ивы козьей на основе естественно протекающей полиплоидии
1) симпатрическое
2) аллопатрическое
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В2Г2.
Ответ:
Дополните предложение.
Способность некоторых клеток и тканей организма человека быстро изменять проницаемость плазмалеммы и ее электрический заряд в ответ на действие раздражителя, в результате чего клетка (ткань) переходит из состояния относительного покоя к состоянию физиологической активности и выполняет определенную функцию, — это ... .
Ответ запишите словом в форме именительного падежа.
Ответ:
Человек непроизвольно отдернул руку от горячего предмета. Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса от рецепторов кожи к скелетным мышцам, используя все предложенные элементы:
1) спинномозговой ганглий
2) аксон вставочного нейрона
3) аксон двигательного нейрона
4) передние рога спинного мозга
5) аксон чувствительного нейрона
6) дендрит чувствительного нейрона
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 214... .
Ответ:
Прочитайте отрывок из исследовательской работы группы юных натуралистов.
Изучив диаграмму (см. рис.) и выявив общую закономерность, мы стали сравнивать других животных, а затем распределили их по группам. В группу А были включены животные, масса которых менее 500 г. Это представители отряда Рукокрылые, а также мышь, хомяк и ласка. В группу В (0,5−1 кг) вошли представители отряда Насекомоядные, а также белка, в группу С (1,1−5 кг) — куница, ондатра, нутрия, в группу D (5,1−15 кг) — лисица, выдра, рысь, барсук, мартышка, в группу Е (15,1−50 кг) — бобр, волк, шимпанзе. Практически все представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные, которых мы сравнивали, весили более 250 кг и составили группу G. Исключением стал кабан, его масса была меньше (около 80 кг). Его, а также морского котика, орангутана и гориллу, масса которых 51−250 кг, объединили в группу F.
Используя данные текста, расположите следующих животных из числа изученных юными натуралистами в порядке увеличения интенсивности потребления ими кислорода в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях):
1) рысь;
2) зебра;
3) ушан;
4) кабан;
5) ондатра.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ:
Для каждого животного подберите схему, отражающую особенности строения его пищеварительной системы:
Животное(взрослая особь) | Схема строения пищеварительной системы | ||
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | |
A) плотва Б) горбуша B) скат-хвостокол Г) лягушка травяная Д) тритон гребенчатый |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В2Г2ДЗ.
Ответ:
Укажите, сколько плодов приведено в списке:
клубень топинамбура, тыквина огурца, шишка лиственницы, коробочка кукушкиного льна, стручок рапса, спорангий орляка, корневище ландыша.
Ответ запишите цифрой, единицы измерения не указывайте. Например: 7.
Ответ: